Шаг 3. С чего начинается Родина? (основы языка)
С картинки в родном букваре ;) то есть с чтения (или хотя бы просмотра) документации. Не пугайтесь. В конце - концов, если вы собираетесь работать на php вам когда-либо все равно придется заглянуть туда и лучше, если вы это сделаете сейчас, благо мануал у php очень удобный, легкий, не требующий длительного штудирования, но основы языка нужно знать и без чтения тут никак не обойтись.
Вообще я потратил не мало времени за написанием скриптов на php и если это время можно измерить сотнями часов, то время, потраченное на поиск нужных функций или решение проблем с осуществлением каких-либо специфических операций, в общем время просиженной за документаций, как ни странно, не более одного часа! Так что еще раз повторю - не пугайтесь и флаг (очки) вам в руки.
Начнем с того, что для PHP сущестует 4-е способа отделения его от общего кода HTML (имеется ввиду для интерпретации).
-
<? echo ("SGML инструкции\n"); ?>
|
-
<?php echo("XML документ\n"); ?>
|
-
<script language="php">
echo ("специально для FrontPage");
</script>
|
-
<% echo ("ASP-стиль"); %>
<%= $variable; # Комментарий "<%echo .." %>
|
Далее необходимо коненчо сказать и о том, что инструкции в PHP отделяются друг от друга сишно-паскалевско-перловым способом - точкой с запятой. Хотя перед закрывающим тегом (?>) точку с запятой ставит не обязательно.
<?php
echo "This is a test";
echo "This is a test also" ?>
|
PHP поддерживает комментарии в стиле 'C', 'C++' и Unix shell. Например:
<?php
echo "test"; // Комментарий в стиле C++
/* Это многострочный
комментарий в стиле C++*/
echo "test2";
echo "Test3"; # Это unix-shell комментарий
?>
|
Типы.
PHP поддерживает следующие типы данных:
- integer (целочисленные)
- floating-point numbers или double (числа с плавающей запятой)
- string (строки, текст)
- array (массивы)
- object (обьекты)
Преобразование типов происходит следующим образом. Если переменной при равнивается строка (текст в кавычках) то эта переменная становится строковой. Если-жы с ней совершается одна из многих математических функций или она приравнивается численой переменой, она становится численной, причем если приравниваетс яне целому значению - то станет типом double. Пример:
$foo = "0"; // $foo строка (ASCII 48)
$foo++; // $foo тоже строка "1" (ASCII 49)
$foo += 1; // $foo теперь integer (2)
$foo = $foo + 1.3; // $foo теперь double (3.3)
$foo = 5 + "10 паросят"; // $foo теперь снова integer (15)
$foo = 5 + "10 ящиков"; // $foo и по прежнему integer (15)
|
значение в скобках - результирующее значение переменной
Преобразовывать типы можно чистА в сишном стиле:
$foo = 10; // $foo это integer
$bar = (double) $foo; // $bar это double
|
Разрешенный преобразования:
- (int), (integer) - cast to integer
- (real), (double), (float) - cast to double
- (string) - cast to string
- (array) - cast to array
- (object) - cast to object
К стати, определить тип переменной можно функциями gettype(), is_long(), is_double(), is_string(), is_array() и is_object().
Область видимости переменных.
Во-первых. Все переменные начинаются с символа $
Во-вторых существуют границы определения переменных. Например что-бы использовать глобальные переменные в функциях, необходимо их сначала декларировать как глобальные, иначе вы будете исопльзовать локальные переменные.
Поясню на примере:
$a = 1; /* глобальное определение */
Function Test () {
$a=2;
echo $a; /* локальная переменная */
}
Test ();
echo $a;
|
Таким образом в функции используется локальная, собственная переменная и результатом прогарммы будет вывод чисел 2 и 1, а не 2 и 2, как некоторые могли подумать.
Ну а если вы хотите в функции использовать глобальные переменные, необходимо сделать так (декларировать с помощью оператора global):
$a = 1; /* глобальное определение */
Function Test () {
global $a;
$a=2;
echo $a; /* локальная переменная */
}
Test ();
echo $a;
|
Теперь в функции вы переопредилили глобальную переменную и вывод будет числа 2 и 2. Но есть и другой способ добраться до глобально-определенных данных - через ассоциативный массив $GLOBALS[]. Пример предыдущей программы, реализованный новым способом:
$a = 1; /* глобальное определение */
Function Test () {
$GLOBALS["a"]=2;
echo $a; /* локальная переменная */
}
Test ();
echo $a;
|
Обратите внимание переменная в массиве указывается без символа $
Кроме этог о PHP предоставляет возможность исопльзовать статические переменный. Все как в C/C++.
Function Test () {
static $a = 0;
echo $a;
$a++;
}
Test();
Test();
Test();
|
Результатом выполнения этого скрипта будет вывод чисел 0, 1 и 2.
Переменные, переменные.
Скорее всего скоро вам понадобятся переменныес динамически (в ходе работы скрипты) изменяемым наименованием. Поясню на пример, что я имею ввиду:
$a = "hello";
$$a = "world";
|
Данная запись означает, что переменной с именем a мы присваиваем значение "hello". Следующей операцией переменной с именем, хранящимся в переменной с именем a, то есть - переменной hello мы присваиваем занчение "world"
тоже самое, что и
В результаты мы получим на экране hello world
Дело ненмого усложняется, если вы хотите использовать подобные массивы. Ведь есл вы запишете $$a[1] - интерпретатору надо будет знать, что использовать в качестве переменной - $a или $$a (имя, зранящееся в $a). В таком случаем вам прийдется исопльзовать следующий синтаксис - ${$a[1]} в случае, если вы хотите использовать переменную с именем, зранящимся в массиве $a с индексмо 1 и ${$a}[1] в другом случае (если вы хотите использовать элемент 1 массива с именем, зранящимся в переменной $a.
Надеюсь все понятно. Тогда переходим к следующей главе.
|