Программа - это набор инструкций
для компьютера. Программы, которые
могут быть выполнены компьютером
без предварительной трансляции,
называются исполняемыми
программами или командами. Как
обычному пользователю системы UNIX
вам доступно множество стандартных
программ и инструментальных
средств. Если вы используете
систему UNIX для написания программ и
развития программного обеспечения,
то вы также можете задействовать
системные вызовы, подпрограммы и
другие инструментальные средства.
И, конечно, любая написанная вами
программа будет в вашем
распоряжении.
Этот раздел знакомит вас со
многими программами и
инструментальными средствами
системы UNIX, которые вы будете
использовать достаточно часто.
Если вам будет необходима более
полная информация по каким-либо
стандартным программам, обратитесь
к "Руководству программиста".
1.4.1. Что делают команды
Внешний круг системы UNIX образуют
программы и инструментальные
средства системы, разделенные на
категории функционально. Эти
функции включают:
- программное окружение -
- несколько программ системы UNIX,
устанавливающих дружественное
программное окружение,
обеспечивающее интерфейсы
между системой и языками
программирования и
использование обслуживающих
программ;
- обработка текстов -
- система обеспечивает
программы, такие как строковый
и экранный редакторы, для
создания и изменения текстов,
орфографическую программу
проверки для обнаружения
ошибок орфографии, и
необязательный форматер
текста для создания
высококачественных копий,
которые подходят для
публикаций;
- организация информации -
- система предоставляет много
программ, которые позволяют
вам создавать, организовывать
и удалять файлы и каталоги;
- обслуживающие программы -
- инструментальные средства,
создающие графику и
выполняющие вычисления;
- электронная связь -
- несколько программ (например,
mail) предоставляют вам
возможность передавать
информацию другим
пользователям и в другие
системы UNIX.
1.4.2. Как выполнять команды
Чтобы ваш запрос был понятен
системе UNIX вы должны ввести каждую
команду в корректном формате или
синтаксисе командной строки. Этот
синтаксис определяет порядок, в
котором вы вводите компоненты
командной строки. И вы должны
расположить все составные части
командной строки в требуемом
синтаксисом порядке, иначе shell не
сможет интерпретировать ваш
запрос.
Пример синтаксиса командной
строки:
command option(s) argument(s) <CR>
Для каждой командной строки
системы UNIX вы должны ввести как
минимум два компонента: имя команды
и клавишу <RETURN>. (Обозначение
<CR> используется в документации
как инструкция для нажатия клавиши
RETURN). Командная строка может также
содержать ключи и аргументы. В
указанном примере синтаксиса
командной строки:
command - это имя программы, которую вы
хотите выполнить;
option - ключи, которые указывают как
запустить команду;
argument - указывает на данные, которые
эта команда обрабатывает, обычно
это имя каталога или файла.
В командной строке, которая
включает ключи и/или аргументы,
каждый компонент отделяется друг
от друга по крайней мере одним
пробелом. Если аргумент содержит
пробел, его надо заключить в
двойные кавычки. Например, если
аргумент sample 1, то вы должны указать
его в командной строке как "sample
1". Если вы позабудете поставить
двойные кавычки, то shell будет
интерпретировать sample и 1 как два
отдельных аргумента.
Некоторые команды позволяют вам
указывать несколько и/или
аргументов в одной командной
строке. Например:
Пример.
ls -l -i file1 file2 file3
команда ключи аргументы
В этом примере команда ls
использует два ключа -l и -i и три
аргумента file1, file2 и file3. Ключ -l
обеспечивает информацию в длинном
формате, включая режим, владельца и
размер, а ключ -i печатает номер inode.
Система UNIX обычно позволяет вам
группировать ключи, например -li, и
выводить их в любом порядке. Этого
нельзя делать с аргументами.
Невзирая на разное количество
компонентов, не забудьте в конце
командной строки нажать клавишу
<RETURN>.
Чтобы выполнить команду, введите
командную строку, когда на экране
появится подсказка (например,
символ #). Shell рассмотрит вашу
команду как ввод, найдет один или
более каталогов, чтобы вызвать
программу, которую вы указали, и
перенаправит ваш запрос вместе с
затребованными программами ядру.
Ядро последует инструкциям в
программе и выполнит команду,
которую вы запрашивали.
После завершения выполнения
программы, shell сигнализирует, что
готов выполнить следующую команду,
напечатав подсказку.
|