Перейти на главную   
  helloworld.ru - документация и книги по программированию  
helloworld.ru - документация и книги по программированию
    главная     хостинг    
Поиск по сайту:  
Смотрите также
Языки программирования
C#
MS Visual C++
Borland C++
C++ Builder
Visual Basic
Quick Basic
Turbo Pascal
Delphi
JavaScript
Java
PHP
Perl
Assembler
AutoLisp
Fortran
Python
1C

Интернет-технологии
HTML
VRML
HTTP
CGI
FTP
Proxy
DNS
протоколы TCP/IP
Apache

Web-дизайн
HTML
Дизайн
VRML
PhotoShop
Cookie
CGI
SSI
CSS
ASP
PHP
Perl

Программирование игр
DirectDraw
DirectSound
Direct3D
OpenGL
3D-графика
Графика под DOS

Алгоритмы
Численные методы
Обработка данных

Сис. программирование
Драйверы

Базы данных
MySQL
SQL

Другое

Хостинг


Друзья
demaker.ru
Реклама

Лучший хостинг. Аренда серверов




helloworld.ru





 в самое начало


demo.design
3D programming FAQ



ОПТИМИЗАЦИЯ
6.1. Приемы оптимизации для процессоров Intel Pentium

Все, что здесь написано, является выборкой наиболее важных на мой взгляд фактов из документации от Agner Fog. Если вы серьезно интересуетесь оптимизацией для Intel Pentium (plain, MMX, PPro, P2), найдите и прочтите эту документацию (я нашел на http://www.agner.org/assem, относительно старая версия есть на ftp://ftp.cdrom.com/pub/sac/text/pentopt.zip).

6.1.1. Спаривание целочисленных команд

По-моему, основной прием ускорения. Дело в том, что у процессоров Pentium есть два конвейера обработки команд, U-pipe и V-pipe. В результате некоторые пары команд могут исполняться одновременно, а это практически удваивает скорость.

Эти команды могут быть исполнены и в U-pipe, и в V-pipe, и при этом могут быть спарены (с какой-либо другой командой):

mov reg/mem,reg/mem/imm
push reg/imm
pop reg
lea, nop, inc, dec, add, sub, cmp, and, or, xor
некоторые формы test

Эти команды могут быть исполнены только в U-pipe, но при этом все-таки могут быть спарены:

adc, sbb
shr, sar, shl, sal на заданное число
ror, rol, rcr, rcl на единичку

Эти команды могут быть исполнены в любом конвейере, но могут быть спарены только в V-pipe:

near call (близкий вызов)
short/near jump (короткий/близкий переход)
short/near conditional jump (короткий/близкий переход по условию)

Все остальные целочисленные команды могут быть исполнены только в U-pipe и не могут быть спарены вообще.

Две последовательно идущих команды будут спарены в случае выполнения всех нижеследующих условий. Если хотя бы одно из условий не выполняется, то исполняется только первая команда, вторая (и, возможно, следующая за ней) команда будет исполнена лишь в следующем такте. Вот условия спаривания:

  1. Первая команда может быть исполнена и спарена в U-pipe, вторая, соответственно, в V-pipe.

  2. Если первая команда записывает что-то в регистр, то вторая команда не может производить чтение/запись из регистра. Причем, в этом условии части регистров считаются за весь регистр (то есть, запись в al/ah расценивается как запись в eax, а запись в cf - как запись в flags). Пример:
    mov eax,1234h / mov ebx,eax   - НЕ будут спарены
    mov eax,1234h / mov ebx,1234h - будут спарены
    inc eax       / mov ecx,eax   - НЕ будут спарены
    mov ecx,eax   / inc ecx       - будут спарены
    mov al,bl     / mov ah,0      - НЕ будут спарены
    
  3. Две команды, записывающие что-то в регистр флагов, могут быть спарены, несмотря на условие 2:
    shr ebx,4 / inc ebx - спарится
  4. Команда, записывающая что-то в регистр флагов, может быть спарена с условным переходом, несмотря на условие 2:
    cmp eax,2 / ja @@label_bigger - спарится
  5. Следующие пары команд могут спариться несмотря на то, что обе команды изменяют esp:
    push + push, push + call, pop + pop
  6. Существуют ограничения на исполнение команд с префиксом. Префиксы возникают в таких случаях:
    • команда, адресующаяся не к сегменту по умолчанию, имеет префикс сегмента (примеры: mov eax,es:[ebx]; mov eax,ds:[ebp])
    • команда, работающая с 16-битными операндами в 32-битном режиме или с 32-битными операндами в 16-битном режиме, имеет префикс разрядности операнда (примеры: mov ax,1234 в защищенном режиме; mov ax,word ptr [variable] в защищенном режиме; xor eax,eax в реальном режиме)
    • команды, использующая 32-битную адресацию в 16-битном режиме, имеет префикс разрядности адреса (пример: mov ax,[ebx] в реальном режиме)
    • rep, lock - префиксы (пример: rep stosd)
    • многие команды, которых не было на 8086, имеют двухбайтовый код команды, где первый байт равен 0Fh. На процессоре Pentium без MMX этот байт считается префиксом. Наиболее часто встречающиеся команды с префиксом 0Fh: movzx, movsx, push/pop fs/gs, lfs/lgs/lss, setXX, bt/btc/btr/bts/bsf/bsr/shld/shrd, imul с двумя операндами и без операнда-числа (immediate).

    На процессоре Pentium без MMX команда с префиксом может исполняться только в U-pipe, исключение - близкие переходы по условию (conditional near jumps). На процессоре Pentium с MMX команды с префиксами 0Fh и размера операнда или адреса может исполняться в любом конвейере; но команды с префиксами сегмента, rep или lock (повторения или блокировки шины) могут исполняться только в U-pipe.

  7. Команда, в которой одновременно участвует смещение (displacement) и заданное число (immediate) не может быть спарена на процессоре Pentium без MMX и может быть выполнена и спарена только в U-pipe на процессоре Pentium с MMX. Вот примеры:
    mov  byte ptr ds:[1000],0   ; НЕ спаривается ни с чем
    mov  byte ptr [ebx+8],1     ; НЕ спаривается ни с чем
    mov  byte ptr [ebx],1       ; спаривается в U-pipe
    mov  byte ptr [ebx+8],al    ; спаривается в U-pipe
    

Спаривающаяся команда, которая читает из памяти, считает и записывает результат в регистр или в регистр флагов занимает 2 такта. Спаривающаяся команда, которая читает из памяти, считает и записывает результат обратно в память занимает 3 такта. Примеры таких команд:

add eax,[ebx] ; 2 такта
add [ebx],eax ; 3 такта

Существует также так называемое неполное спаривание (imperfect pairing), когда обе команды выполняются в разных конвейерах, но НЕ одновременно (возможно, частично перекрываясь по времени исполнения), а следующие за ними команды не могут начать исполнение, пока обе команды не закончатся. Такое случается в следующих случаях:

  1. Вторая команда вызывает AGI (address generation interlock, блокировка генерирования адреса). Это происходит, если адрес, используемый во второй команде зависит от регистров, измененных в первой команде. Примеры:
    add ebx,4 / mov eax,[ebx]       ; AGI
    mov eax,[ebx+4] / add ebx,4     ; нормально спаривается
    add esp,4 / pop esi             ; AGI (pop использует esp)
    inc esi / lea eax,[ebx+4*esi]   ; AGI
    
  2. Две команды одновременно обращаются к одному и тому же двойному слову памяти. Примеры (подразумевается, что esi делится на 4):
    mov al,[esi] / mov bl,[esi+1]    ; неполное спаривание
    mov al,[esi+3] / mov bl,[esi+4]  ; нормальное спариваение
    
  3. Две команды одновременно обращаются к адресам, в которых одинковы биты 2-4 (это вызывает конфликт кэш-банков). Для dword-адресов это значит, что разница между двумя адресами делится на 32. Пример:
    mov eax,[esi] / mov ebx,[esi+32000] ; неполное спаривание
    mov eax,[esi] / mov ebx,[esi+32004] ; нормальное спаривание
    
  4. Первая команда производит чтение, подсчет и запись одновременно; вторая - чтение и изменение; в этом случае число тактов, требующееся для выполнения пары команд, можно рассчитать по следующей таблице:

     первая команда
    вторая команда mov или
    регистровая
    чтение/
    подсчет
    чтение/подсчет/
    запись
    mov или регистровая123
    чтение/подсчет224
    чтение/подсчет/запись335

    Примеры:

    add [mem1],eax / add ebx,[mem2]   ; 4 такта
    add ebx,[mem2] / add [mem1],eax   ; 3 такта
    add [mem1],eax / add [mem2],ebx   ; 5 тактов
    add [mem1],eax / sub ebx,ecx      ; 3 такта
    

6.1.2. Кэш-память

У процессора Pentium непосредственно на кристалле есть 8k кэш-памяти (это т.н. кэш-память первого уровня, L1 cache) для кода и 8k - для данных. Данные из L1 cache считываются/записываются за один такт; кэш-промах же может стоить довольно много тактов. Таким образом, для наиболее эффективного использования кэша необходимо знать, как он работает.

Итак, L1 cache состоит из 256 кэш-линий (cachelines), по 32 байта в каждой. При чтении данных, которых нет в кэше, процессор считывает из памяти целую кэш-линию. Кэш-линии всегда выравнены на физический адрес, делящийся на 32; так что если прочитать байт по адресу, делящемуся на 32, то можно читать и писать в следующий за ним 31 байт без всяких задержек. Свои данные имеет смысл располагать с учетом этого факта - например, выравнивать массивы из структур длиной 32 байта на 32; перед записью в видеопамять читать оттуда один байт (один раз на 32 записываемых байта); используемые вместе данные располагать вместе; и так далее.

Но кэш-линия не может быть связана с любым физическим адресом. У каждой кэш-линии есть некое 7-битное "заданное значение" (set-value), которое должно совпадать с битами адреса 5-11. Для каждого из 128 возможных значений set-value есть две кэш-линии. Отсюда следует то, что в кэше не может одновременно содержаться более двух блоков данных с одинаковыми битами адреса 5-11. Чем это чревато, покажем на примере.

    ; пусть в esi - адрес, делящийся на 32
loop_label:
    mov eax,[esi]
    mov ebx,[esi+13*4096+4]
    mov ecx,[esi+20*4096+28]
    dec edx
    jnz loop_label

У используемых трех адресов будет одинаковое значение в битах 5-11. Поэтому к моменту самого первого чтения в ecx в кэше точно не окажется свободной кэш-линии, процессор выберет для нее наименее использованную (least recently used) линию, ту самую, которая была использована при чтении eax. При чтении ebx, соответственно, будет заново перекрыта линия, использованная при чтении ecx... В результате цикл будет состоять из сплошных кэш-промахов и съест порядка 60 тактов. Если же поменять 28 на 32, изменив, таким образом, на единичку биты 5-11 для адреса [esi+20*4096+28], то для чтения в eax и ebx будут как раз использованы две имеющихся линии, для чтения в ecx - третья, не совпадающая ни с одной из этих двух. В результате - скорость порядка трех тактов на один проход и ускорение примерно в 20 (!!!) раз.

Еще одна интересная вещь, которую стоит учесть - Pentium НЕ загружает кэш-линию при промахе записи; только при промахе чтения. При промахе записи данные пойдут в L2 cache или память (в зависимости от настроек L2 cache). А это довольно медленно. Поэтому, если мы последовательно пишем в один и тот же 32-байтовый блок, но не читаем оттуда, то имеет смысл сначала сделать холостое чтение из этого блока, чтобы загрузить его в L1 cache; тогда все последовательные операции записи будут есть только по одному такту.

6.1.3. Разные трюки

Трюков есть много, перечислим здесь только наиболее часто используемые:

  • работа с fixed point вместо floating point иногда (если код не слишком сильно насыщен математикой) быстрее; практически всегда быстрее для клонов;

  • все данные желательно выравнивать по адресам, кратным размеру данных (то есть, переменные-байты можно не выравнивать, слова - выравнивать на 2, двойные слова - на 4); обращение к невыравненной переменной влечет за собой задержку минимум на три такта;

  • деление на заранее известное число можно заменить умножением на обратное ему число;

  • деление на степень двойки для целых чисел заменяется на сдвиг влево; деление чисел с плавающей точкой (fdiv) на Intel Pentium (на клонах, к несчастью, это не так) может исполняться параллельно с целочисленными командами.



 в самое начало


demo.design
3D programming FAQ














helloworld.ru © 2001-2021
Все права защищены